Юлия Верклова: Как сохранить семью, если вам с мужем обоим приходится много работать

Тема «как жить, когда муж целиком ушел в работу» обсуждается в женских сообществах довольно часто. Наш колумнист Юлия Верклова считает, что это однобокий подход к проблеме: в работу могут уйти оба — и по отдельности, и одновременно. Как сохранить семью в этих условиях?
Мы ехали и пели. Просто ехали в машине и орали песни.
Леонидова, Макаревича, Шевчука, Высоцкого — все, что вспоминалось из детства и юности. Муж начинал, я подхватывала. Я начинала — муж подхватывал.
Мы поем только в машине при закрытых окнах: у нас у обоих ни слуха, ни голоса. К тому же у нас весьма специфические и несовременные музыкальные пристрастия. Мы ответственно относимся к психическому здоровью соседей и случайных прохожих — поэтому ни дома, ни на улице себе такого не позволяем. И даже не ходим в караоке.


Но друг друга мы переносим хорошо. То есть я слышу, где фальшивит муж, а он наверняка догадывается, где я не попадаю в ноты. Иногда мы забываем текст — и выпеваем только те куски, которые помним, а потом совместными усилиями достраиваем остальное. Друг друга мы не раздражаем. Нам нравится ехать куда глаза глядят и орать песни. Мы не виделись лет сто — и ужасно соскучились.

Мы пахали

Ну ладно, не сто лет. Но пару месяцев — точно. Не то чтоб совсем не виделись... Мы даже вместе засыпали и вместе просыпались, но почти не разговаривали: у обоих одновременно случились авралы на работе.
Мы выскакивали из дома в восемь, возвращались часов в одиннадцать — и обессиленные падали в кровать, иногда успев обняться. Мы не разговаривали: кроме работы в нашей жизни в тот момент не было ничего, а выливать друг на друга производственные подробности было бессмысленно. Я гуманитарий, муж технарь — мы бы все равно не поняли друг друга.
И вдруг наступил выходной. Муж сдал свой проект в пятницу, я закрыла все планы в субботу — и оказалось, что больше не надо никуда бежать, мы предоставлены друг другу. Мы вскочили в машину и поехали орать песни. Останавливались на заправках перекусить — и опять ехали и пели. Нам не о чем было говорить: не о работе же. А ничего другого в последнее время в нашей жизни не происходило. Но мы пели одни и те же песни, одинаково (наверное) фальшивя — и это означало, что мы все еще хорошо синхронизируемся.
В принципе когда вы оба с головой уходите в работу, то вроде как 1:1, никто ни в чем не виноват, никто ни на кого не обижен, и даже скучать некогда. Это, пожалуй, лучшая из возможных ситуаций. Но она же и самая опасная.
Аврал или приступ трудоголизма когда-нибудь закончится — и выяснится, что контакт утрачен. Вы не общались — и почти забыли друг друга. Надо заново знакомиться.


Когда вы в реальной разлуке, вы это по крайней мере сознаете — поэтому целенаправленно стараетесь поддерживать связь по телефону, по скайпу, по всем доступным мессенджерам. Один рассказывает, как дела дома, второй — что видел за его пределами, и таким образом сохраняется минимальный уровень общения.
Но когда вы живете в одном доме и спите в одной кровати, вам кажется, что вы в контакте. А на самом деле каждый сосредоточен на своем проекте — и рвется связь. Если у вас нет проверенных ритуалов синхронизации, то возвращаться друг к другу будет трудновато.
К счастью, наши дети уже достаточно подрощены, чтобы дотянуться до любой полки в холодильнике и прокормить себя самостоятельно. Раньше, конечно, мы себе такой двойной отключки не могли позволить. Если у вас есть дети, трудоголизмом страдать можно только по очереди.

Я пахала

Главное, уходя в работу, предупредить, что уходишь, и обозначить сроки возвращения — тогда партнер не будет чувствовать себя брошенным. Однажды я придумала стартап. Нашла инвестора, который заинтересовался идеей. И сказала мужу, что ребенок теперь на нем, а мне придется некоторое время работать очень интенсивно. Муж сказал: «Ну ок». И я ушла в работу.
По вечерам — часов в десять — муж и сын приезжали за мной в офис и отводили гулять на детскую площадку. Гуляли дотемна — и, когда мой мозг слегка проветривался, везли домой. Поили на ночь мятным чаем и кормили яичницей и салатом (это все, что муж научился готовить на тот момент), а потом я сразу засыпала.
У меня не было чувства вины: я же гуляла с ребенком на детской площадке. Значит, я хорошая мать. Что это не я с малышом гуляла, а мои мужчины — трех и тридцати пяти лет — меня выгуливали, я осознала позже, когда уже все закончилось. А тогда я дико уставала и плохо соображала. Вся моя сообразительность предназначалась рабочим проектам. И я вынырнула, только когда поняла, что довела себя до нервного истощения: меня в буквальном смысле рвало, как только я входила в офис. Через месяц это прекратилось, но накатила жуткая усталость — и я поняла, что больше не потяну.


Даже видя это, муж ни разу не предложил мне бросить начатое. Просто он заскакивал за мной теперь не только по вечерам, но и в обеденный перерыв отвозил к врачам. Сначала к терапевту. Тот предположил беременность, но у меня, черт возьми, почти три месяца не было секса! Потом к неврологу. Потом к иммунологу.
И только потом к гинекологу.
— Три месяца и есть, — сказал гинеколог. — 14 недель приблизительно. Будете сохранять? — Естественно, — сказала я. Из моего мужа, определенно, получался хороший отец. И я хотела еще от него детей.
А стартап, кстати, так и не раскрутился. Не жалею.

Он пахал

У мужа такое случается каждое лето — я уже привыкла. Объем заказов увеличивается, коллеги разбегаются по отпускам, а кто не разбежался, тот пашет за троих. Муж приходит с работы, садится за монитор — и продолжает работать. Если подкрасться сзади и поцеловать в шею, он скажет: «угу». Это в лучшем случае. В худшем крикнет: «Черт! Не сохранилось!» — и тогда надо быстро исчезнуть, потому что я все равно ничего не понимаю в его чертежах, а наблюдать за его страданиями у меня нет сил.
Поначалу я пыталась ему рассказывать о том, что в семье происходит, пока он в компе сидит, а потом поняла, что он все равно не слушает. Он кивает, говорит «угу» и чертит-чертит-чертит.


Я перечитала кучу женских форумов на тему «что делать, если муж ушел в работу». Большинство советуют обрадоваться и заняться собой. Я, признаться, не понимаю, откуда появляется время на «заняться собой», если муж все время работает и больше не берет на себя половину домашних дел и детских забот.
Это как будто муж в командировке: в сад, в школу, ужин готовить, посуду после ужина мыть, даже продукты покупать — все сама, пока он не вернется. Поэтому, если честно, на вопрос «что делать, если муж ушел в работу», у меня есть лишь один ответ: делать все!
В конце концов, он же делает все, когда приступ трудоголизма случается у меня.
Конечно, всегда есть страх: а вдруг он никогда оттуда (из своей погружной работы) не вернется? Вернется, если есть куда.
Не возвращаются обычно те, кого дома не ждут.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Редкие танки СССР